1. Пояснительная записка.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по профессиональному обучению водителей транспортных средств (далее-методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. №1408, наосновании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. №292, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н.
Методические рекомендации устанавливают единые правила организации образовательного процесса по подготовке водителей транспортных средств в Частном образовательном учреждении «Урайский Учебный Профессионально-Технический Центр» (далее – образовательная организация).
2. Основные понятия и термины.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) , организационно-педагогические условий и в случаях , предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Обучающийся- физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации осуществляющие обучение.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и , если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», формы промежуточной аттестации обучающихся.
3. Компетенция образовательной организации.
3.1. Разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных актов.
3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
3.3. Установление штатного расписания.
3.4. Прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
3.5. Разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, согласование образовательных программ подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий с Госавтоинспекцией.
3.6. Разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.7. Прием обучающихся в образовательную организацию.
3.8. Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся , установление форм , периодичности и порядка проведения.
3.9. Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях.
3.10. Использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.
3.11. Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.12. Приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации.
3.13. Организация научно-методической работы.
3.14. Обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
4. Обязанности образовательной организации.
4.1. Обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
4.2. Создавать безопасные условия обучения обучающихся и работников образовательной организации.
4.3. Соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
5. Ответственность образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ №Об образовании в Российской Федерации» прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. Информационная открытость образовательной организации.
6.1. Образовательная организация формирует открытый и общедоступный информационный ресурс, содержащий информацию о деятельности и обеспечивают доступ к такому ресурсу посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
6.2. Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:
6.2.1. Информации о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты, структуре и органах управления образовательной организации, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, численности обучающихся по реализуемым образовательным программам, языках образования, об образовательных стандартах (при наличии), руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при наличии), персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов проведения практических занятий, библиотек, средств обучения и т.д.), поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
6.2.2. Копии устава образовательной организации, лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями) (при наличии),, локальных актов предусмотренных часть 2 ст.30 Федерального закона об образовании,
правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора,
6.2.3. отчета о результатах самообследования,
6.2.4. документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг,
6.2.5. документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
6.2.6. Иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Локальные акты образовательной организации.
Образовательная организация принимает локальные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
К локальным актам относятся:
- Положение о приеме обучающихся.
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации.
- Положение о конфликтной комиссии.
- Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
- Положение об аттестационной комиссии.
- Положение о рабочих программах учебных предметов.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение о методическом совете.
- иные локальные акты.
8. Права обучающихся.
8.1. Предоставление безопасных условий обучения обучающимся.
8.2. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальным актом образовательной организации.
8.3. Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
8.4. Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации (при наличии), с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации.
8.5. Обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
8.6. Бесплатное пользование материально-технической базой образовательной организации.
8.7. Совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.
8.8. Иные права, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.20132 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9. Договор об образовании.
Договор об образовании заключается в простой письменной форме между организацией осуществляющей образовательную деятельность и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица), образовательной организацией, лицом зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением случаев увеличения стоимости указанных образовательных услуг с учетом инфляции.
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.
Образовательная организация вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг . Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливается локальными актами и доводятся до сведения обучающихся.
Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее-поступающие) и обучающихся или снижает уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями , установленным законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия , ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
Договор об образовании может быть расторгнут по следующим основаниям:
1) в связи с завершением обучения и получением образования.
2) Досрочно по следующим основаниям:
2.1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2.2) в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг;
2.3) в случае ненадлежащего исполнения одной из сторон принятых по договору обязательств;
2.4) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
2.5) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основания расторжения в одностороннем порядке организацией , осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед образовательной организацией
10. Типовая форма договора
между образовательной организацией и обучающимися.
( в разработке)
11. Требования к приему на обучение в образовательную организацию.
11.1. Общие требования.
Прием на обучение в образовательную организацию осуществляется на принципах равных условий приема для всех поступающих.
Образовательная организация обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации (при наличии) с образовательными программами и другими документами регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
Условиями приема на обучение должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих.
При приеме на обучение, поступающие проходят обязательные медицинские обследования и получают медицинскую справку установленного образца об отсутствии к управлению транспортными средствами.
Правила приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, неурегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно.
11.2. Порядок приема заявлений на обучение в образовательную организацию.
11.2.1. Заявление в образовательную организацию принимается от лиц, поступающих на обучение по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств, следующих категорий и подкатегорий:
а) транспортными средствами категории «м» и подкатегории «А1» - от лиц достигших 14 лет;
б) транспортными средствами категории «А», «В», «С» и подкатегории «В1», «С1» - от лиц, достигших 16 лет;
в) транспортными средствами категории « D», «Тm», «Tb» и подкатегориюD1 – от лиц достигших 18 лет;
г) составами транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ», « DЕ» - от лиц имеющих право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С», «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
д) составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» - от лиц, имеющих право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D», либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.
11.2.2. К заявлению на обучение по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, граждане прилагают следующие документы:
а) для профессиональной подготовки водителей на право управления транспортными средствами категорий «А», «М», «В», «С», «D» и подкатегорий «А1», «В1», «С1», «D1» - медицинскую справку о профессиональной пригодности к управлению соответствующими категориями транспортных средств, фотографии 3х4-2шт., паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
б) для переподготовки водителей на право управления транспортными средствами с категориями «В», «С», «D» на другие категории и подкатегории , кроме вышеуказанных документов – водительское удостоверение и личную карточку водителя.
в) для профессиональной подготовки водителей на право управления транспортными средствами категории «ВЕ», «СЕ», «DE» и подкатегорий «С1Е», «D1Е», кроме того – водительское удостоверение соответственно с категориями «В», «С», «D» и подкатегориями «С1», «D1», со стажем не менее двенадцати месяцев и личной карточки водителя.
12. Образовательная программа.
Образовательные программы разрабатываются образовательной организацией на основе Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. №1408.
Содержание образовательных программ представлено пояснительной запиской, учебным планом, календарным графиком, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения образовательной программы, условиями реализации образовательной программы, системой оценки результатов освоения образовательной программы.
Учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия в соответствии с Примерными программам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется календарным учебным графиком.
Рабочие программы учебных предметов раскрывают последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).
Условия реализации образовательных программ содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию образовательных программ.
Образовательные программы предусматривают достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
13. Условия реализации образовательной программы.
13.1. Сроки реализации образовательной программы.
Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом образовательной программы.
13.2. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализация Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся образовательная организация проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.Для проведения каждого теоретического занятия рекомендуется иметь: план проведения занятия, в котором предусматриваются название темы, цели, учебные вопросы, расчёт учебного времени, порядок использования учебных, наглядных пособий и технических средств обучения, действия преподавателя и обучаемых, задание на самостоятельную подготовку.
Наполняемость учебной группы составляет от 10 до 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения составляет 1 астрономический час (60 минут).
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
П = Ргр*n/0,75 *Фпом, где
П- число необходимых помещений,
Ргр – расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах.
n- общее число групп,
0,75- постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%),
Фпом- фонд времени использования помещения в часах(рассчитывается по формуле Фпом.=24,5*12*t, где 24,5-среднее количество рабочих дней в месяце,12-12 календарных месяцев, t- количество часов обучения в зависимости от формы обучения: при дневной -8 часов, при вечерней- 4 часа, при вечерней и дневной -12 часов.)
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучению практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах. Учебные маршруты разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.
На занятиях по вождению обучающийся (мастер производственного обучения) должны иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
Мастеру производственного обучения при проведении занятий рекомендуется иметь: водительское удостоверение, свидетельство на право обучения вождению, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, график очерёдности вождения, схему учебных маршрутов, индивидуальную книжку учёта обучения вождению обучающегося.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению, должны соответствовать материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 5.4. Примерных программ.
Контроль качества усвоения пройденного материала осуществляется преподавателем (мастером производственного обучения) в ходе проведения занятий с выставлением оценок в журнале учёта занятий (индивидуальной книжке учёта обучению вождению транспортных средств).
Контроль за качеством проведения занятий преподавателями и мастерами производственного обучения осуществляется руководителем образовательной организации с записями в журналах учёта занятий.
13.3. Информационно-методические условия реализации образовательной программы включают:
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы учебных предметов
Методические материалы и разработки
Расписание занятий.
13.4. Материально-технические условия реализации образовательной программы должны соответствовать требованиям, установленным Примерной программой.
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (при наличии) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи психодиагностических методик, реализованных на базе аппаратно-программного комплекса (далее-АПК) с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.АПК (при наличии) должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестирования, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволяют ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость). АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения). АПК должен обеспечивать защиту персональных данных.
В отсутствие АПК образовательная организация в целях определения психофизиологических качеств водителей вправе привлекать лиц, имеющих соответствующую квалификацию (далее - специалист). Определение психофизиологических качеств водителей в отсутствие АПК осуществляется в два этапа: 1 этап-собеседование, 2 – этап - тестирование и последующий анализ результатов тестов. По окончании обследования психофизиологических качеств водителей специалист выдает рекомендации каждому обучающемуся.
Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать : первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности, ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами, отработку приемов управления транспортным средством.
Учебные транспортные средства категории «В» должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная массам которых не превышает 750 кг., зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле: Nтс= (Т*К/t*24,5*12 )+1,
где Nтс – количество транспортных средств, Т- количество часов вождения в соответствии с учебным планом, К – количество обучающихся в год, t-время работы одного учебного транспортного средства (один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство – 7,2 часа; два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство – 14,4 часа), 24,5- среднее количество рабочих дней в месяц, 12- количество рабочих месяцев в году, 1- количество резервных учебных транспортных средств.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другими предусмотренным для таких лиц управлением.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающегося, опознавательным знаком «Учебное транспортное средство) в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.2003 г. №1090 «О правилах дорожного движения».
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
№ п/п |
Наименование учебного оборудования |
Единица измерения |
Кол-во |
Оборудование и технические средства обучения |
|||
|
Тренажер[1] |
единиц |
7 |
|
Детское удерживающее устройство |
комплект |
1 |
|
Гибкое связующее звено (буксировочный трос) |
комплект |
1 |
|
Тягово-сцепное устройство |
комплект |
1 |
|
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
10 |
|
Мультимедийный проектор |
комплект |
2 |
|
Экран (монитор, электронная доска) |
комплект |
2 |
|
Магнитная доска со схемой населенного пункта[2] |
комплект |
1 |
Учебно-наглядные пособия[3] |
|||
Основы законодательства в сфере дорожного движения |
|||
|
Дорожные знаки |
комплект |
1 |
|
Дорожная разметка |
комплект |
1 |
|
Опознавательные и регистрационные знаки |
комплект |
1 |
|
Средства регулирования дорожного движения |
комплект |
1 |
|
Сигналы регулировщика |
комплект |
1 |
|
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки |
комплект |
1 |
|
Начало движения, маневрирование. Способы разворота. |
комплект |
1 |
|
Расположение транспортных средств на проезжей части |
комплект |
1 |
|
Скорость движения |
комплект |
1 |
|
Обгон, опережение, встречный разъезд |
комплект |
1 |
|
Остановка и стоянка |
комплект |
1 |
|
Проезд перекрестков |
комплект |
1 |
|
Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств |
комплект |
1 |
|
Движение через железнодорожные пути |
комплект |
1 |
|
Движение по автомагистралям |
комплект |
1 |
|
Движение в жилых зонах |
комплект |
1 |
|
Перевозка пассажиров |
комплект |
1 |
|
Перевозка грузов |
комплект |
1 |
|
Неисправности и условия при которых запрещается эксплуатация транспортных средств |
комплект |
1 |
|
Ответственность за правонарушения в области дорожного движения |
комплект |
1 |
|
Страхование автогражданской ответственности |
комплект |
1 |
|
Последовательность действия при ДТП |
комплект |
1 |
Психофизиологические основы деятельности водителя |
|||
|
Психофизиологические особенности деятельности водителя |
комплект |
1 |
|
Воздействие на поведение психотропных , наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов |
комплект |
1 |
|
Конфликтные ситуации в дорожном движении |
комплект |
1 |
|
Факторы риска при вождении автомобиля |
комплект |
1 |
Основы управления транспортными средствами |
|||
|
Сложные дорожные условия |
комплект |
|
|
Виды и причины ДТП |
комплект |
|
|
Типичные опасные ситуации |
комплект |
|
|
Сложные метеоусловия |
комплект |
|
|
Движение в темное время суток |
комплект |
|
|
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя. |
комплект |
|
|
Способы торможения |
комплект |
|
|
Тормозной и остановочный путь |
комплект |
|
|
Действия водителя в критических ситуациях |
комплект |
|
|
Силы, действующие на транспортное средство |
комплект |
|
|
Управление автомобилем в нештатных ситуациях |
комплект |
|
|
Профессиональная надежность водителя |
комплект |
|
|
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством. |
комплект |
|
|
Влияние дорожных условий на безопасность движения |
комплект |
|
|
Безопасное прохождение поворотов |
комплект |
|
|
Безопасность пешеходов и велосипедистов |
комплект |
|
|
Типичные ошибки пешеходов |
комплект |
|
|
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД |
комплект |
|
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления |
|||
|
Классификация автомобилей |
комплект |
|
|
Общее устройство автомобилей |
комплект |
|
|
Кузов автомобиля, системы пассивной безопасности |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы двигателя |
комплект |
|
|
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости |
комплект |
|
|
Схемы трансмиссий автомобилей с различными приводами |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы сцепления |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы механической коробки переключения передач |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы автоматической коробки переключения передач |
комплект |
|
|
Передняя и задняя подвески |
комплект |
|
|
Конструкции и маркировка автомобильных шин |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы рулевого управления |
комплект |
|
|
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы генератора |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы стартера |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания |
комплект |
|
|
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов |
комплект |
|
|
Классификация прицепов |
комплект |
|
|
Общее устройство прицепа |
комплект |
|
|
Виды подвесок, применяемых на прицепах |
комплект |
|
|
Электрооборудование прицепа |
комплект |
|
|
Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства |
комплект |
|
|
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа |
комплект |
|
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом |
|||
|
Нормативные правовые акты , определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом |
комплект |
|
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
|||
|
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
комплект |
|
Информационные материалы Информационный стенд |
|||
|
Закон Российской Федерации от 07.02.1993 г. №2300-1 «О Защите прав потребителей» |
шт. |
1 |
|
Копия лицензии с соответствующим приложением |
шт. |
1 |
|
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» |
шт. |
1 |
|
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» , согласованная с Госавтоинспекцией |
шт. |
1 |
|
Учебный план |
шт. |
1 |
|
Календарный учебный график (на каждую учебную группу) |
шт. |
1 |
|
Расписание занятий (на каждую учебную группу) |
шт. |
1 |
|
График учебного вождения ( на каждую учебную группу) |
шт. |
1 |
|
Схемы учебных маршрутов , утвержденные руководителем образовательной организации |
шт. |
1 |
|
Книга жалоб и предложений |
шт. |
|
|
Адрес официального сайта в сети «Интернет» |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ
по учебному предмету «Первая помощь при дорожно - транспортном происшествии»
№ п/п |
Наименование учебных материалов |
Единица измерения |
Количество |
Оборудование |
|||
|
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
|
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
|
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей |
комплект |
1 |
|
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких) |
комплект |
1 |
|
Мотоциклетный шлем |
шт. |
1 |
Расходные материалы |
|||
|
Аптечка первой помощи (автомобильная) |
комплект |
8 |
|
Табельные средства оказания первой помощи. Устройство для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной приостановки кровотечения – жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) |
комплект |
1 |
|
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства |
комплект |
1 |
Учебно-наглядные пособия[4] |
|||
|
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей |
комплект |
18 |
|
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в ДТП |
комплект |
1 |
|
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме |
комплект |
1 |
Технические средства обучения |
|||
|
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
|
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
|
Экран (электронная доска) |
комплект |
1 |
Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование . Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8-16% включительно, использование Колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разместить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные, съемные, ленты оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады) должен быть не более 10%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1.Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме (закрытой площадке) должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый) , пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров[5].
14. Требования к составлению
расписания с учетом санитарно-эпидемиологических норм.
Расписание занятий составляется на каждую группу в строгом соответствии с учебным планом и календарным графиком на весь период обучения и не меняется в целях выработки у обучающихся устойчивого стереотипа деятельности, обеспечивающего успешное освоение учебного материала и практических навыков.
Учебная нагрузка при организации занятий в форме очного обучения не должна превышать 6 часов в день и 36 часов в неделю, а в форме очно-заочного (вечернего) обучения – соответственно 4 часов и 24 часов. Режим обучения может быть ежедневным и от 2 до 5 дней в неделю.
Сроки подготовки (переподготовки, повышения квалификации) водителей транспортных средств устанавливаются образовательной организацией, исходя из объемов учебных планов и программ, а также режимов обучения.
Учебный процесс включает теоретические, лабораторно-практические, практические занятия и самостоятельную подготовку.
Продолжительность теоретических занятий , как правило, планируется из расчета не более двух учебных часов в день по одному предмету. Один учебный час приравнивается к 45 минутам.
Лабораторно-практические занятия проводятся продолжительностью 4-6 учебных часов в день по 45 минут. Разрешается проводить лабораторно-практические занятия спаренными часами по 90 минут с соответствующим увеличением времени на перерывы.
В целях профилактики переутомления и поддержания работоспособности обучающихся рекомендуется организовывать плотность учебных занятий в пределах 60%-80% учебного времени, с использованием наглядных пособий, технических средств обучения, самостоятельной работы.
Общая продолжительность перемен должна составлять не менее 20% времени учебного дня. Перемены на отдых обучающихся должны иметь продолжительность не менее 10 минут. Для организации питания (при наличии) предусматривают перемены продолжительностью не менее 20 минут. Отдых обучающихся в перерывах между занятиями организуется в специально отведенных помещениях или на участках территории организации.
Расписание занятий утверждается директором образовательной организации.
В расписании указываются: номер группы и наименование программы по которой проводится обучение, период обучения, дата проведения занятий, время проведения занятий, номер темы, наименование темы, количество часов, предмет по которому проводится занятие, фамилия, имя, отчество преподавателя и место проведения занятия.
15. Система оценки результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся по теоретическим предметам обучения осуществляется в форме зачетов. Зачеты проводятся в соответствии с календарным учебным графиком прохождения соответствующей программы профессионального обучения.
Промежуточная аттестация по практическому вождению транспортных средств осуществляется путем выполнения контрольных заданий.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работы и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимся образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляется образовательной организацией на бумажных и (или) электронных носителях.
16. Учебно-методические материалы,
обеспечивающие реализацию образовательной программы.
Учебно-методические материалы представлены:
Соответствующей примерной программой профессионального обучения водителей транспортных средств,
Образовательной программой профессионального обучения водителей транспортных средств (подготовки, переподготовки), согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем образовательной организации,
Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем образовательной организации,
Материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем образовательной организации,
Развернутыми тематическими планами учебных предметов.
17. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий содержат требования к кадровым условиям их реализации.
17.1. Педагогические работники , реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, матера производственного обучения должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам.
Преподаватели и мастера производственного обучения вождению должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Мастера производственного обучения вождению дополнительно должны иметь водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
17.2. Должностные обязанности преподавателя:
Преподаватель проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Преподаватель обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков , развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в совей деятельности. Соблюдает прав и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
Преподаватель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникативных технологий ( в том числе ведение электронных форм документации), вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации, участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр) конференций и семинаров.
Преподаватель участвует в деятельности методических объединений и иных советов образовательной организации и других формах методической работы, осуществляет связь с родителями или законными представителями несовершеннолетних обучающихся.
Преподаватель разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников, обеспечивает охрану здоровья и жизни обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Преподаватель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету, основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения, современные формыи методы обучения и воспитания обучающихся, основы трудового законодательства, теорию и методы управления образовательными системами, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного похода, развивающего обучения, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями или законными представителями, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, мультимедийным оборудованием.
Требования к квалификации.
Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
17.3. Должностные обязанности мастера производственного обучения: проводит практические занятия, связанные с профессиональным (производственным) обучением, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, проводит учебные занятия опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий, подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу, обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства, организует выполнение практических работ, готовит обучающихся к сдаче квалификационного экзамена, участвует в работе предметных комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других форм методической работы, способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Мастер производственного обучения должен знать приоритетные направления образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, учебные программы по производственному обучению, основы педагогики и психологии, методики профессионального обучения и воспитания обучающихся, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разных возрастов, родителями или законными представителями несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами).
Мастер производственного обучения обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
17.4. Преподаватели и мастера производственного обучения осуществляют свою деятельность в соответствии с трудовым договором, заключаемым между образовательной организацией и кандидатом на должность преподавателя или мастера производственного обучения. Форма трудового договора заключаемого между лицом, принимаемым на должность преподавателя или мастера производственного обучения, разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается руководителем образовательной организации.
18. Документы об образовании и (или) квалификации.
Свидетельство о профессии водителя.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 части 3 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 г. №1396, кандидат в водители представляет в Госавтоинспекцию документ о прохождении обучения.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 60 Федерального закона №273-ФЗ документом о квалификации по результатам профессионального обучения является свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
В соответствии с разделом 6 Примерных программ по результатам квалификационного экзамена, которым завершается освоение программ профессионального обучения, выдается свидетельство о профессии водителя.
В соответствии с частью 3 статьи 60 Федерального закона №273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.
Согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.
Свидетельство о профессии водителя целесообразно изготавливать на специальном бланке, защищенном от подделок полиграфической продукцией.
При использовании специальных бланков документов о квалификации, защищенных от подделок полиграфической подделки продукцией, образовательными организациями могут быть использованы соответствующие рекомендации Минобрнауки России, которые рассматривают вопросы разработки, заполнения, учета и хранения бланков свидетельств о профессии водителя.
Свидетельства о профессии водителя оформляются на государственном языке Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями образовательных организаций. Заполнение бланков свидетельства о профессии осуществляется как рукописным способом, так и с использованием технических средств (например, с помощью модуля заполнения и учета). Выбор способа заполнения бланков свидетельств о профессии осуществляется образовательной организацией самостоятельно.
При заполнении бланка документа необходимо указывать следующие сведения:
- официальное название образовательной организации в именительном падеже, согласно уставу образовательной организации,
- наименование города (населенного пункта), в котором находится образовательная организация.
- дата выдачи документа об образовании
-фамилия, имя, отчество, прошедшего профессиональное обучение (пишется полностью в именительном падеже в соответствии с записью в паспорте или документе его заменяющем).
Бланк документа подписывается руководителем образовательной организации, иными уполномоченными лицами (в соответствии с локальными актами образовательной организации) и заверяется печатью образовательной организации.
После заполнения бланки документов должны быть проверены на точность и безошибочность внесенных в них записей. Бланки документов, заполненные с ошибками или имеющие иные дефекты, внесенные при заполнении, считаются испорченными и подлежат замене.
Дубликаты свидетельства о профессии водителя выдаются лицам, утратившим документы, при условии наличия в образовательной организации всех необходимых сведений о прохождении данными лицами обучения. Дубликат выдается на фамилию, имя, отчество, идентичные подлиннику документа. Дубликат выдается на бланке, действующем на момент выдачи дубликата. На дубликате документа в заголовок на титуле справа вверху ставится штамп «Дубликат».
Для учета выдаваемых бланков свидетельств о профессии водителя в образовательной организации заводится книга регистрации документов, в которую вносятся следующие данные:
а) наименование документа,
б) номер бланка документа,
в) порядковый регистрационный номер,
г) дата выдачи документа,
д) фамилия, имя, отчество получившего документ,
е) дата и номер протокола проведения квалификационного экзамена,
ж) подпись руководителя (руководителя подразделения) образовательной организации, выдающего документ,
з) подпись лица получившего документ.
Дополнительно рекомендуется осуществлять учет данных о наименовании образовательной программы, сроке обучения, дате поступления на обучение, дате окончания обучения (потребуется для внесения в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»).
Книга регистрации документов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у руководителя образовательной организации или у ответственного лица, в соответствии с приказом руководителя образовательной организации.
Испорченные при заполнении бланки документов подлежат уничтожению.
Бланки документов хранятся в образовательной организации, как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.
[1]В качестве тренажера может применяться учебное транспортное средство.
[2]Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
[3]Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
[4]Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов
[5]Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. « 1090 «О Правилах дорожного движения»