О новом Перечне — кратко
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС устанавливает список неисправностей легковых авто, автобусов, автопоездов, мотоциклов и других ТС, при которых их нельзя эксплуатировать. Регламентируется Перечень ГОСТом Р 51709-2001, а целиком с ним можно ознакомиться здесь — в этой версии уже учтены все сентябрьские нововведения.
Что изменится в Перечне неисправностей с 1 сентября 2023?
Рассматриваем только те разделы и пункты, которых коснутся изменения.
Неисправности тормозной системы
1.4. Тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.
- Что изменилось: раньше этот пункт присутствовал только в процедурах техосмотра, а с 1 сентября 2023 появится в Перечне.
1.5. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы неисправны.
- Что изменилось: с 1 сентября 2023 водителю будет запрещено эксплуатировать ТС при неисправности сигнальных ламп — например, лампы стояночного тормоза или уровня жидкости в тормозной системе.
1.6. Гибкие тормозные шланги <…> соединяются друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов не обеспечивают герметичность соединений <…>.
- Что изменилось: с 1 сентября 2023 водителям запретят использовать как переходники для тормозных шлангов, так и нештатные шланги.
1.7. Детали тормозного привода имеют трещины или остаточную деформацию.
- Что изменилось: абсолютно новый пункт в Перечне, запрещающий эксплуатацию авто при наличии трещин в деталях тормозного привода.
1.8. Регулятор тормозных сил, предусмотренный изготовителем в эксплуатационной документации ТС, демонтирован.
- Что изменилось: еще один новый пункт с 1 сентября 2023 года запретит убирать штатный регулятор тормозных усилий или «колдун».
1.10. Элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.
- Что изменилось: с 1 сентября 2023 авто нельзя эксплуатировать после демонтажа или отключения штатной АБС.
1.11. Антиблокировочная тормозная система, предусмотренная изготовителем ТС, неисправна. Указанная неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС.
- Что изменилось: если водитель видит горящую сигнальную лампу, которая свидетельствует о неисправности штатной АБС, то с 1 сентября может только следовать к месту стоянки или ремонта согласно пункту ПДД 2.3.1.
Неисправности рулевого управления
2.2. Имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления.
- Что изменилось: ранее утечки из ГУР учитывали при техосмотре, теперь эксплуатировать авто с такими проблемами — запрещается.
2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.
- Что изменилось: этот пункт уже был в Перечне, но теперь появилось уточнение, что инспектор ГИБДД не может определять такую неисправность визуально, а должен использовать технические средства.
2.5. В рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.
- Что изменилось: новый пункт, который предупреждает водителей о недопустимости ремонта ТС с заменой деталей рулевого механизма на поврежденные элементы — не исключено, что подразумеваются и б/у детали.
2.6. Происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.
- Что изменилось: тоже новый пункт, предупреждающий владельцев ТС с неисправным электроусилителем, который произвольно поворачивает руль, о невозможности эксплуатации и необходимости ремонта.
Неисправности освещения и устройств световой сигнализации
3.1. Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве не соответствуют требованиям, предусмотренным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.
- Что изменилось: исчезло примечание, уточнявшее, что на «ТС, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». То есть, с 1 сентября будет запрещена эксплуатация авто с любой нештатной оптикой.
3.2. Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, не соответствует классу <…>, предусмотренному изготовителем ТС в эксплуатационной документации.
- Что изменилось: в новой редакции конкретизировали запрет на установку источников света другого класса — плохие новости для всех любителей устанавливать ксеноновые и светодиодные лампы, теперь это запрещено.
3.4. Устройства автоматической коррекции угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренные изготовителем ТС в эксплуатационной документации, либо установленные при внесении изменений в конструкцию ТС, неисправны или отсутствуют.
- Что изменилось: появился запрет на демонтаж или неисправность автокорректоров фар для мощной автомобильной оптики, в основном ксеноновой и светодиодной.
3.5. Рассеиватели внешних световых приборов отсутствуют или повреждены.
- Что изменилось: раньше запрет касался только отсутствия рассеивателя, теперь нельзя будет эксплуатировать и авто с поврежденным рассеивателем.
3.8. В фарах применяются источники света, не соответствующие требованиям пункта 3.8.2 приложения № 8 к техническому регламенту.
- Что изменилось: пункт 3.8.2 объясняет, что «в фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в ТС» и уточняет недопустимость использования сменных источников света. Если максимально упростить, лампы в фарах с 1 сентября 2023 обязаны быть штатными.
3.9. При включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме.
3.10. При воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) не включаются и не обеспечивают излучение в постоянном режиме.
3.11. Габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.
- Что изменилось: все 3 последних пункта появились уже в новой редакции Перечня и регламентируют обязательность исправности световых приборов.
Что изменится в Перечне с 1 сентября 2023?
Неисправности, которые влияют на обзорность транспортного средства
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, обеспечивающих переднюю обзорность, составляет менее 70 процентов, а для ТС, оснащенных броневой защитой, менее 60 процентов. В верхней части ветрового стекла ТС категорий М1 (легковые авто согласно техническому регламенту) имеется светозащитная полоса шириной более 140 мм, либо прозрачная цветная пленка шириной более 140 мм <…>.
- Что изменилось: старая версия Перечня ссылалась на недействующий ГОСТ, где светопропускание оговорено не было. В новом Перечне устанавливается процент светопропускания и нормируется ширина светозащитной полосы лобового стекла.
4.5. Стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные изготовителем ТС в эксплуатационной документации, неисправны или отсутствуют.
- Что изменилось: раньше в Перечне упоминались только неисправности штатных стеклоочистителей и стеклоомывателей, а теперь появился пункт об их отсутствии.
4.6. На стекла (за исключением задних) нанесены покрытия, создающие зеркальный эффект, если это не предусмотрено изготовителем ТС в документации.
- Что изменилось: старый Перечень в целом запрещал зеркальные покрытия, а теперь появилась оговорка, что запрещаются только те покрытия с зеркальным эффектом, которые не были предусмотрены производителем.
Неисправности, связанные с колесами и шинами
5.1. На ТС установлены шины, размерность, категория скорости и несущая способность которых не предусмотрены изготовителем в документации.
- Что изменилось: ранее в Перечне упоминались только размер шин и допустимая нагрузка, а с 1 сентября 2023 добавится и категория скорости, которая должна будет соответствовать указанной производителем.
5.2. На ТС в летний период (июнь, июль, август) установлены шины с шипами противоскольжения. На ТС категорий M1 и N1 (грузовые авто) не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).
- Что изменилось: штраф за шины не по сезону постепенно станет реальностью. Правда, за зимнюю резину без шипов летом наказывать пока не будут, а вот за летнюю зимой — будут, так как с 1 сентября это станет запрещено Перечнем.
5.3. На ТС установлены шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа, предназначенного для определения степени износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин).
- Что изменилось: эта довольно сложная формулировка означает, что если хотя бы одна из шин на авто изношена до минимального показателя индикатора, с 1 сентября 2023 эксплуатировать авто будет запрещено до замены шин.
5.7. Отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес, имеются трещины или следы их устранения сваркой, видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.
- Что изменилось: с 1 сентября 2023 года будет запрещено использовать диски, отремонтированные при помощи сварки.
5.10. На задней оси транспортного средства категории М <…> установлены шины с отремонтированными местными повреждениями.
- Что изменилось: с 1 сентября устанавливать отремонтированные шины на заднюю ось всех ТС, имеющих не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, запрещается. Получается, что шину после ремонта можно будет поставить только вперед.
5.11. На колесах вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления.
- Что изменилось: с 1 сентября будет запрещено использовать нештатные средства для поддержания давления в шинах.
Неисправности пассивных систем безопасности
7.2. Ремни безопасности имеют следующие дефекты:
- надрыв на лямке;
- замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
- лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство — катушку;
- при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается блокирование.
Что изменилось: в старом Перечне присутствовала только общая формулировка о недопустимости эксплуатации авто, если ремни безопасности «неработоспособны». В новой редакции уточнили параметры неисправностей ремней.
И еще несколько нюансов
С 1 сентября 2023 также будет запрещена эксплуатация авто с:
- трещинами или разрушенными деталями подвески и карданной передачи;
- дефектами проводки — при наличии видимых разрушений проводов и коротких замыканий;
- конструкциями, выступающими вперед относительно линии бампера — при условии, что такие конструкции установлены самостоятельно, а не предусмотрены изготовителем. Здесь идет речь и о так называемых «кенгурятниках» — решетках на бампере;
- неправильно установленными номерными знаками или знаками, установленными при помощи материалов или средств, препятствующих идентификации.
источник: https://profi-prim.ru/article/za-kakie-neispravnosti-zapretyat-ekspluataciyu-avto-s-1-sentyabrya-2023,
https://profi-prim.ru/article/za-chto-zapretyat-ekspluataciyu-avto-s-1-sentyabrya-2023-chast-2